Заповеди Марии Монтессори
- Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
- Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
- Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
- Будь активен в подготовке среды.
- Проявляй постоянную педантичную заботу о ней.
- Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней.
- Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
- Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
- Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
- Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
- Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
- Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство.
- Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.
- Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
- Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Нормализация
Это слово применительно к детям многих пугает. А зря. В Монтессори-педагогике за этим кроется процесс достижения внутренней гармонии. Нередко мы видим, что поведение детей бывает раздражающим, капризным, агрессивным, хаотичным, даже истеричным. Мария Монтессори считала, что это, в первую очередь, результат недостатка деятельности, дающей занятость для рук, пищу для разума и работу для души. Как только ребенок находит для себя дело и достигает концентрации внимания - его поведение меняется на глазах. Удивительное сочетание свободы и дисциплины в группах, использующих метод Монтессори, для посторонних наблюдателей абсолютно необъяснимо. А для Монтессори-педагогов это главный критерий успешности их работы. Дети, умеющие слушать себя и других, увлеченно работающие, открытые для общения, делающие самостоятельный выбор – это и есть нормализованные дети. А процесс достижения этой внутренней свободы называется нормализацией.
Сравнение Монтессори-метода и традиционного метода обучения ребенка
Монтессори-метод |
Традиционный метод |
Делается опора на познавательную структуру и социальное развитие. | Делается опора на заучивание знаний и социальное развитие |
Ненавязчивая роль педагога; ребенок – активный участник собственного учения. | Педагог – активен, доминирует; ребенок – пассивный участник. |
Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины. | Педагог действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины. |
Разновозрастные группы. | Одновозрастные группы. |
Детей поощряют сотрудничать, помогать и учить друг друга. | Основная часть обучения производится педагогом. Взаимодействие между детьми порицается. |
Дети выбирают себе работу, исходя из собственных дарований, интересов и способностей. | Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов. |
Дети формируют понятия самостоятельно с помощью самообучающих материалов. | Понятия даются ребенку учителем. |
Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо. | Ребенку дается определенное время для работы. |
Дети устанавливают свой собственный темп работы для усвоения информации. | Темп усвоения материала определяется нормами или педагогом, согласно учебному плану. |
Дети определяют собственные ошибки через обратную связь с материалом. | Педагог указывает на ошибки. |
Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования. | Очень мало материала для развития органов чувств и практических действий. |
Много внимания для обучения уходу за собой и своим окружением. | Мало внимания навыкам самообслуживания. |
Ребенок работает там, где ему удобно, двигается и общается (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию. | Ребенок имеет строго определенное место, побуждается сидеть во время групповой работы. |
Родители - равноправные партнеры в образовательном процессе. | Родители участвуют в процессе образования только материально или как подсобные рабочие. |
Известные Монтессори-выпускники.
Предлагаемая информация собрана в США, где Монтессори-педагогика развивалась на протяжении более ста лет, имеет сложившуюся структуру и широкое распространение.