Сензитивные периоды
В настоящее время существует огромное количество различных методик развития детей с пеленок. Кто-то учит ребенка читать с рождения, кто-то считать, кто-то танцевать. Иногда это превращается в муку и для детей и для их родителей.
Мария Монтессори, выдающийся педагог, врач и исследователь, за долгие годы работы с детьми отметила, что у детей в определенные годы жизни возникают периоды восприимчивости к тем или иным видам деятельности, способам эмоционального реагирования. Эти промежутки времени были названы сензитивными периодами.
Ребенку никогда более не удается так легко овладеть некоторыми навыками , так радостно научиться чему-либо , как в соотвнтсвующий сензитивный период. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо удалось ли ребенку воспользоваться их условиями для развития определенных способностей. Взрослый никак не может повлиять на продолжительность и возникновение этих периодов. Но взрослый может знать о существовании сензитивных периодов, знать их особенности, наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка. Зная всё это родителю будет легко предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить определенный дидактический материал, чтобы ребенок имелто, в чем особенно нуждается в данный момент.
Мария Монтессори зная о сензитивных периодах всё, смогла разработать подготовленную среду для Монтессори садов , в которой вокруг ребенка всегда есть всё, что ему может понадобиться для реализации любых его интересов.
У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.
Они универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических и культурных различий.
Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Среднестатистические сроки начала и конца сензитивного периода совершенног не гарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме. Наблюдая за каждым конктретным ребенком, мы может определять его индивидуальные пути развития.
Протекатие каждого сензитивного периода характеризуется:
- медленным началом периода, которое можно заметить зная о примерных сроках его наступления и рабботая с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;
- Этапом наибольшей интенсивности ( точкой максимума или плато) который наблюдать наиболее просто;
- Достаточно медленным угасанием интенстивности.
Некоторые сензитивные периоды протекают в одно и то же время, но имеют разную продолжительность, а значит и достигают наивысшую интенсивность в разные его моменты.
Существует несколько сензитивных периодов. Вот основные их них:
- Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
- Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
- Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
- Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5 -2,5 лет)
- Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
- Сензитивный период развития социальных навыков (2,5 – 6 лет).
В следующей статье мы рассмотрим более подробно каждый из этих периодов.
Зная о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и тд. Специально подготовленная среда в детских садах Монтессори и дидактический материал, таким образом, не являются чем-то искусственным, а создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого ребенка.
Сензитивные периоды (часть 2)
Как мы уже говорили сензитивные периоды- это периоды особой восприимчивости ребенка к тем или иным видам деятельности, способам эмоционального реагирования и поведения. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно независимо от того , удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития своих способностей.
Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды:
Сензитивный период развития речи.
Это один из самых длительных перидов. Начинается он еще до рождения малыша и заканчивается в возрасте 6 лет. Остановимся на наиболее важных этапах этого периода.
Возраст 0- 4,5 месяца:
- В этот период малыш уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте все впечатления ребенка спутаны в единый клубок , в котором четко выделяется речь. Поэтому дети смотрят на рот говорящего, поворачивают голову к источнику звучания речи.
- Дети учатся подражать звукам
- В этот период малыш постоянно что-то выплевывает, надувает пузыри, пускает слюни, что является свидетельством начала формирования речевого аппарата.
- Малыш вслушивается в мелодию родного языка и начинает выстраивать последовательности из произносимых им звуков.
Возраст около 1 года:
- Ребенок осознанно выговаривает первые слова и впервые происходит словесное выражение его мысли
- Он понимает, что речь имеет свою смысловую нагрузку, но воспользоваться речью в полном объеме он не может из-за недостатка словарного запаса.
Возраст около 1,5 лет:
- Малыш начинает выражать свои чувства и желания. Он говорит о том, что хотет и чего не хочет; используя язык чувств и ориентационную механику «приятно-неприятно»вместо «правильно-неправильно».
- Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и только из-за недостатка словарного запаса может создаваться впечатление о наличие «детского» языка со своими специфическими грамматическими конструкциями.
Отсюда можно сделать вывод, что в этом возрасте родитель должен разговаривать с ребенком используя четкие и правильные грамматические конструкции речи, потому что в этом возрасте малыш чувствителен к грамматическим конструкциям родного языка. В этом возрасте необходимо как можно больше рассказывать ребенку различных историй , стихов, содержащих всё богатство родного языка.
Возраст 2,5 -3 года:
- Ребенок часто начинает разговаривать сам с собой. Его эгоцентрическая речь ( разговор с самим собой) – единственная наша возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, потому что всё о чем он думает в настоящий момент- сразу же воспроизводится в его речи. Это достаточно короткий этап жизни ребенка. Постепенно монологи ставятся всё более короткими и потом совсем переходят во внутреннюю речь.
Возраст 3,5 -4 года:
- Ребенок начинает употреблять речь осознанно. Это значит , что с помощью речи он может решить свои проблемы, может попросить о помощи и тд. Он осознает силу собственной мысли, потому что правильно высказанная мысль ясна и понятна окружающим.
- Дети этого возраста интересуются символическими обозначениями звуков- буквами , с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги.
- Они могут работать с подвижным алфавитом , выкладывая простые слова.
Возраст 4-4,5 лет:
- В этом возрасте выглядит совершенно естественным следующий шаг в его речевом развитии. Ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова и короткие предложения. При этом письму его никто специально не обучал. Идет косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
Возраст около 5 лет:
- Наконец в возрасте около 5 лет малыш самостоятельно учится читать . Процесс письма – это выражение особым образом собственных мыслей , процесс чтения предполагает помимо различения букв еще и умение складывать их в слова, а так же понимание мысли других людей , которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.
Сензитивный период восприятия порядка.
Мария Монтессори писала: « Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы- вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром». Длится данный период от 0 до 3 лет, но наибольшей интенсивности достигает в промежутке от 2 до 2,5 лет.
Помочь ребенку разобраться в беспорядке мира может, прежде всего внешний порядок. Внешний порядок помогает ребенку выстроить свой внутренний порядок в самом себе. В жизни любого человека внутренний порядок – порядок в его поступках, мыслях, уровень саморегуляции поведения в целом будет развит настолько, насколько упорядоченной была его окружающая среда в возрасте от 0 до 3 лет.
В возрасте от2-2,5 лет ребенок испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка и если он нарушается, то
ребенок немедленно стремится его восстановить. Малышу особенно необходим порядок в окружающей среде, во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.
- Порядок в окружающей среде:
Соблюдение порядка в окружающей среде позволяет ребенку понять соотношение между предметами, чтобы они соответствовали основным закономерностям: посуда – на кухне, обувь- в прихожей, одежда – в шкафу, Кроме этого малыш ест, спит на одном и том же месте, ест из собственной посуды и так далее. То есть создается своеобразная знакомая среда для ребенка, что очень помогает ему ориентироваться в пространстве. Легко заметить, что в этом возрасте малыш очень радуется , если снова и снова находит на привычных местах знакомые вещи. Кроме того, для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменениям в окружающей среде, поэтому часто можно заметить6 что малыш часто перекладывает предметы на привычные для него места.
-Порядок во времени:
Малышу чрезвыча
"Не обязательно реагировать на слова другого человека, даже если это твой родитель". "Слова родителей не так уж и важны". "Близких людей можно игнорировать, а их слова пропускать мимо ушей. Это нормально" и т.д. Формируют ли такие ситуации у ребенка уважение к маме или папе, к их словам и тем более просьбам?
Ситуация 2. Ребенок толкает взрослого, как предмет... *****
Когда посторонний человек стучит по плечу или разговаривает, не смотря в глаза, мы часто испытываем неприятное ощущение. Когда в транспорте, вместо того, чтобы попросить словами передать за проезд, нас толкают в спину, это также вызывает дискомфорт – неприятно испытывать отношение к себе, как к предмету или функции. Ведь это нарушение личностных границ.
Когда же ребенок приходит и, не глядя в глаза родителям, не зовя их «мама» или «папа» и не обращая внимания на то, заняты они чем-то или нет, в буквальном смысле тащит их куда-то, это воспринимается по-другому. Родители часто не видят в этом признаков неуважения к себе, хотя и испытывают дискомфорт. Они покорно идут за своим чадом и удовлетворяют его молчаливую просьбу. Для этого ребенку часто даже не обязательно говорить, а можно просто промычать или показать пальцем на предмет желания (речь идет о детях, которые уже умеют говорить).
Какой вывод из этих ситуаций может сделать ребенок?
"Мои просьбы выполняются без слов". Неважно, чем заняты родители, я могу в любой момент получить то, что хочу". Чтобы получить желаемое, достаточно просто "взмахнуть рукой" или поныть. Формирует ли это уважение к маме или папе? Побуждают ли эти ситуации общаться с мамой или папой человеческим языком, а не обращаться с ними как с предметом?
Ситуация 3. Ребенок перебивает и вмешивается... *****
Когда мы ведем деловой разговор, и кто-то перебивает, требуя решить свой вопрос, мы быстро и четко реагируем на подобное нарушение своих границ. Делается это очень просто. Мы говорим: «Подожди, я занят» или: «Поговорим позже».
Когда же так поступает ребенок, внутренний дискомфорт «съедается», ведь «это же ребенок», и «он не виноват, что я занят». Родители часто не восстанавливают свою границу и позволяют перебивать себя. Они откладывают дела и начинают заниматься ребенком, даже если малыш не нуждается в чем-то срочном и ему нужно потерпеть всего несколько минут.
Какой вывод из подобных ситуаций может сделать ребенок?
"К родителям можно обращаться всегда." "Их дела и потребности – неважны". "Мои дела и потребности – важны всегда". Или: "мои заботы важнее, чем их". Формирует ли это уважение к маме или папе, как к людям, у которых могут быть свои взрослые дела, которые должны решать много важных вопросов на благо всей семьи?
Ситуация 4. Фамильярный тон *****
И, наконец, когда другой человек обращается ко взрослому фамильярно, пренебрежительным тоном, мы пресекаем это моментально, заканчивая беседу или требуя вести разговор в более уважительной манере.
Если же маленький ребенок говорит, например, папе: «Ну, и куда ты меня привел?» или: «Сколько еще мне ждать?» или: «Ну, как ты не понимаешь!», это воспринимается, как милая детская выходка. Родители пожимают плечами и говорят: «Ну, она совсем как взрослая» и позволяют продолжать разговор с собой в таком же тоне. Такой же тон распространяется ребенком и на других старших или статусных людей – бабушек, дедушек, воспитателей, учителей.
Какой вывод из этих ситуаций может сделать ребенок? Возможно,
"Так разговаривать с родителями, со старшими, со всеми нормально". "Это мило, иногда забавно. Это по-взрослому". Или: "Со всеми можно разговаривать на равных. Это нормально". Формируют ли такие ситуации уважение к родителям, которые старше и по опыту, и по возрасту? Помогают ли такие ситуации понять ребенку разницу между детьми и взрослыми?
Ситуация 5. Дети не знают своих обязанностей... *****
И один-единственный пример с обязанностями. Когда мы живем с кем-то в одном доме, то ожидаем, что он будет убирать за собой свои вещи или, по крайней мере, проводить гигиенические процедуры самостоятельно. Если этого не происходит, мы изумляемся: почему за тебя это должен делать кто-то другой?
Когда же ребенок не убирает за собой игрушки, не складывает белье или требует, чтобы его кормили после года, это воспринимается снисходительно: ведь он еще маленький. Конечно же, очень важно учитывать возраст в развитии самостоятельности ребенка. Однако, если такое поведение продолжается до двух, трех, пяти лет, то...
Какой вывод может сделать ребенок?
"Обязанностей не существует. Все, что я делаю, я могу не делать". "Все эти дела - не обязательны". "Все зависит от того, как договоришься с родителями. Или от того, хочешь ты или нет. Или от того, предоставят ли мне хорошую награду взамен – сказку, мультик или подарок..." А однажды на консультации, когда я расспрашивала семью о самостоятельности ребенка, 9-летний мальчик спросил: "Мама, а что такое домашние обязанности?"
Формируют ли такие ситуации уважение к труду других людей у ребенка? Учат ли уважать себя и других? Помогают ли стать ответственным и самостоятельным? Все эти вопросы я хотела бы оставить риторическими. Они неоднозначны и заслуживают полноценной дискуссии.
Однако эти размышления искренне волнуют меня, психолога, который работает с родителями и детьми. И мне бы хотелось, чтобы они помогли задуматься всем, кому небезразлична эта ситуация.
Ведь я искренне убеждена, что семья – это маленький мир, в котором потребности и границы каждого члена семьи заслуживают уважения, признания и развития. Не только взрослого и не только ребенка, а и взрослого, и ребенка.