Обратный звонок

О Марии Монтессори

Мария Монтессори

Недавно я слушала радио, шла какая-то программа, общались между собой люди, ничего такого необычного, и вдруг мое внимание привлек разговор двух участников программы о современных и классических методиках образования детей в школах и детских садах.

Было много различных точек зрения, участники делились своим опытом и обменивались мнениями, кто-то хвалил современное образование, кто-то ругал, и тут у микрофона оказался докладчик, который сказал, что все образовательные методики хороши, неплохо зарекомендовала себя и Вальфдорская система образования, где дети сами создают себе среду (игрушки, пособия), слушают качественные сказки, не смотрят дома телевизор и т.д. – это благо для детей, но вот Монтессори-система – это секта, в которую входят люди по всему миру, они используют специальные материалы (оборудование) для обучения детей, которое сильно отличается от классического (от обычных игрушек или сделанных своими руками), и учат детей свободе в своих сомнительных центрах.

К сожалению, я не успела позвонить в эфир этой программы, он быстро закончился. НО мне очень захотелось сказать всем участникам той программы и слушателям, что интерпретация данных фактов была не просто неверной, это был вымысел людей, которые не знают философию Марии Монтессори.

Хотелось бы привести несколько фактов, в том числе и фактов биографии М. Монтессори, которые говорят об обратном.

О Марии Монтессори

Революция в воспитании детей

Строгий научный подход, основанный на открытиях того времени, глубокий анализ фактов, наблюдений, заключения, сделанные на их основе. Многолетняя работа по созданию и усовершенствованию пособий и материалов, использованных для работы не только с обычными, но и с детьми, у которых есть особенности развития. В этом 2020 году 31 августа исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося ученого, врача, педагога М. Монтессори.

Решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века. М. Монтессори создала особую педагогическую систему, основанную на идее гуманизма, уважения к личности и свободного воспитания (т.е. свободного выбора, основанного на желаниях самого ребенка, девиз «Помоги мне это сделать самому!» лег в основу этой системы).

Она стала первым врачом в Италии. Раньше учиться медицине могли только мужчины. После окончания медицинского университета ее направили в университетскую клинику, где находились дети с ограниченными возможностями. Она видела, что им нечем заняться и поняла, что им нужен материал для развития.

Ее заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией! Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебенка.

Биография

Мария Монтессори тщательно изучала труды ученых и психиаторов Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа и поняла, что если проводить занятия по особой методике, то слабоумные дети могут стать абсолютно нормальными. Чаще всего это проблема не психологическая, а педагогическая.

Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее пpивлекает антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебенка. В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском унивеpситете и пpоводит pазличные антpопологичекие исследования в педагогической области. Паpаллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. Она много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению.

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она работала в психиатрической клинике Рима. Мария с Джузеппе не могли пожениться, иначе ее научной карьере пришел конец. Поэтому молодые люди дали друг другу в клятве и верности, но без официального брака.

В 1898 году родился сын Марии – Марио, чтобы уберечь его от сплетен, сына отдают на воспитание в приемную семью. Однако Мария не бросила своего сына - она навещала его по выходным, а в 10 лет забрала его жить к себе.

С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М. Монтессори по всему миру!!

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».

6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори. Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».

Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов – (презентации), разновозрастность групп – всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики.

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в "Дом ребенка" группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

В 1922г. Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ.

В 1929 году вместе со своим сыном Марио Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.

Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».

Муссолини, вдохновившись идеями Марии, приказал открыть Монтессори - сады по всей Италии. Однако, нормализованные дети не поддавались муштре. Раздосадованный вождь приказал немедленно сады закрыть, а сама Мария надолго покинула Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой либо стране – она считала себя человеком мира. Мария Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало Второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства – противника. Спасает предложение теософского общества посетить Индию. Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода - для детей 6 – 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.

«У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации.
Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем
создать мирный мир. Образование - оружие мира»
М. Монтессори


Новый взгляд

После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!

Ее номинировали на получение Нобелевской премии мира.

Мария Монтессори умерла в 1952 году за несколько месяцев до своего 82-летия. Она похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище. На могиле Марии Монтессори есть надпись: "Я прошу моих дорогих детей, которым все подвластно, работать вместе со мной над достижением мира между людьми и во всем мире"

Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори, Антон Макаренко.

Наследие и признание в мире

На итальянской купюре в 1000 лир до введения Евро был изображён портрет не президента и не полководца, а доктора Марии Монтессори.

Вот таким удивительным была человеком Мария Монтессори. Она создала уникальную образовательную систему аналогов которой нет в мире.

Время вносит свои коррективы, но счет, чтение, письмо, биология, география, история, астрономия, уход за собой и средой, остаются неизменными, такими же, как и много лет назад.

Множество современных образовательных систем таких как Reggio подход, проектный подход (Phenomena Base Learning) в своей основе имеют четко выверенную поэтапную, логически выстроенную образовательную систему Марии Монтессори.

Отправить заявку