Обратный звонок

Сензитивные периоды

В настоящее время существует огромное количество различных методик развития детей с пеленок. Кто-то учит ребенка читать с рождения, кто-то считать, кто-то танцевать. Иногда это превращается в муку и для детей и для их родителей.

Мария Монтессори, выдающийся педагог, врач и исследователь, за долгие годы работы с детьми отметила, что у детей в определенные годы жизни возникают периоды восприимчивости к тем или иным видам деятельности, способам эмоционального реагирования. Эти промежутки времени были названы сензитивными периодами.

Ребенку никогда более не удается так легко овладеть некоторыми навыками , так радостно научиться чему-либо , как в соответствующий сензитивный период. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо удалось ли ребенку воспользоваться их условиями для развития определенных способностей. Взрослый никак не может повлиять на продолжительность и возникновение этих периодов. Но взрослый может знать о существовании сензитивных периодов, знать их особенности, наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка. Зная всё это родителю будет легко предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить определенный дидактический материал, чтобы ребенок имелто, в чем особенно нуждается в данный момент.

Мария Монтессори зная о сензитивных периодах всё, смогла разработать подготовленную среду для Монтессори садов , в которой вокруг ребенка всегда есть всё, что ему может понадобиться для реализации любых его интересов.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических и культурных различий.

Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Среднестатистические сроки начала и конца сензитивного периода совершенно не гарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме. Наблюдая за каждым конкретным ребенком, мы может определять его индивидуальные пути развития.

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

  • медленным началом периода, которое можно заметить зная о примерных сроках его наступления и работая с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;
  • этапом наибольшей интенсивности ( точкой максимума или плато) который наблюдать наиболее просто;
  • достаточно медленным угасанием интенсивности.

Некоторые сензитивные периоды протекают в одно и то же время, но имеют разную продолжительность, а значит и достигают наивысшую интенсивность в разные его моменты.

Существует несколько сензитивных периодов. Вот основные их них:

  • Сензитивный период развития речи (0–6 лет)
  • Сензитивный период восприятия порядка (0–3 года)
  • Сензитивный период сенсорного развития (0–5,5 лет)
  • Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5–2,5 лет)
  • Сензитивный период развития движений и действий (1–4 года)
  • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5–6 лет).

Зная о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т.д. Специально подготовленная среда в детских садах Монтессори и дидактический материал, таким образом, не являются чем-то искусственным, а создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого ребенка.

Отправить заявку